Итак, Бахчисарай остался позади, как и Успенский монастырь . Путь ведет через старые ореховые заросли к балке Марьям-дере. На противоположной стороне ущелья - кладбище русских солдат, погибших здесь в 1854-1855 гг. Сохранились памятники генерал-адьютанта П.Вревського и генерал-майора П.Веймарна.
Это не единственный кладбище у дороги - еще кладбище 170 советских солдат, погибших в апреле-мае 1944, когда Крым был освобожден от немецких захватчиков.
Далее дорога ведет мимо уже несуществующее село Мариамполь.
Кое-где во время подъема к Чуфут-Кале будут случаться завалены камеры склепов могильника VI-IX вв. В 1950-1960-х годах эти захоронения изучал археолог В.В.Кропоткин и установил, что найденные здесь украшения и бытовые вещи принадлежат племенам гото-аланской культуры. Некоторые из похороненных был христианином - об этом свидетельствуют найденные крестики.
И вот перед глазами открывается панорама мертвого города. Его здания нависают над скалистым обрывом, не боятся высоты, зовут подойти поближе.
Общая площадь городища большая - 38 га. Хватит на многочасовое исследования. На меньшее и не планируйте.
Чуфут-Кале условно можно разделить на три части, которые возникли в разные этапы существования города Бурунчак ( "носик", "мисок" на крымско-татарском языке), где нет зданий; Старый город и Новый город.
Высота плато, на котором расположен пещерный город, над уровнем моря - 540 м. Но подъем преодолевается достаточно легко (хотя оба раза, что я здесь была, ранними апрельскими утрам, необыкновенно донимала жара).
По некоторым данным, крепость возникла здесь еще в VI в. В частности так считал известный исследователь Крыма А.Бертье-Делагарди. Хотя другие ученые (А. Белый, например) называют более позднюю дату: IX-Х вв., А то и вообще XII в. (В.Ф.Гайдукевич). Какая из версий наиболее близка к истине, дизначтися трудно: мало осталось письменных свидетельств тех эпох.
Возможно, крепость вообще использовалась лишь в тяжелые моменты, во время вражеских набегов, когда за ее стенами прятались пастухи из окрестностей вместе со своими стадами, а в остальное время пустовала - кто знает. Есть свидетельства, что именно так укрепления и использовалось вплоть до XIV века. Но со временем здесь оставалось все больше и больше постоянных жителей, появлялись жилые дома, ремонтировались старые построения. В XV в. поселения достигло своего расцвета. Именно тогда сюда была перенесена столица независимого от Золотой Орды Крымского ханства Хаджи-Девлет-Гирея.
Люди продолжали жить здесь вплоть до XIX в., Именно поэтому многие постройки, особилво культового назначения сохранились здесь достаточно неплохо.
Первое письменное упоминание о Чуфут-Кале принадлежит к 1298-1299 гг. Тогда крепость, правда, называлась Кырк-Ор (Сорок замков). Ее, как и другие поселеня Таврии, разрушил эмир Ногай во время междоусобицы в Золотой Орде. Возможно. именно Чуфут-Кале описал и монах Рубрук, путешествовавший по Крыму в 1253 и вспоминал сорок замков, расположенных между Херсонесом и судаком .
В 1321 арабский географ Абульфеда писал, что Кырк-Ор используют аланы в случае нападений на их поселения врагов. В середине XIV в, во времена правления хана Джанибека, крепость захватили татары. Время укреплением на мысу владели беи Яшлавские.
Когда в конце XIV века Золотая Орда начала потихоньку агонизировать, крепость служила резиденцией некоторых претендентов на ханский звания.
В 1420-х годах Чуфут-Кале несколько лет владел Девлет-Берды, дядя первого крымского хана Хаджи-Девлет-Гирея, который и перенес свою столицу из Солхата в Кырк-Ор. С 1430-х и до 1400-х годов именно Кырк-Ор был резиденцией крымского хана.
О том, что город рос, свидетельствует и грамота (ярлык) хана Хаджи-Гирея от 1459, где упоминаются мусульманская и христианская городские сообщества, иудейская община. Следующий ярлык, выданный ханом Менгли-Гиреем, вспоминает еще и армянских поселенцев в Кырк-Ори.
С 1454 здесь существовал монетный двор.
В начале XVI в. через политические изменения ханская резиденция переносится сначала в Салачик (Староселье), а позже в Бахчисарай. Кырк-Ор продолжает существовать как мощная крепость, которая может приютить хана во времена междоусобиц. Окончательно татары покидают город в конце XVI - начале XVII веков. В середине XVII в. Кырк-Ор покидает и армянская община. Остаются только караимы.
Именно тогда меняется и название поселения: сначала это просто Кале (крепость, с 1608 г.), А позже - Чуфут-Кале (Иудейская крепость). Еще один вариант названия с XVII столитя - Джевхер-Кермен (крепость драгоценностей) - не прижилось, хотя и вошло в историю благодаря упоминаниям в путевых описаниях известного путешественника того времени Эвлия Челеби.
Караимы, оставшихся в укреплении, были - как и все иудеи - людом торговым. Магазины свои держали в новой столице Бахчисарае, но находиться им там разрешалось только до захода солнца, после чего они должны были покинуть город. По состоянию на конец ХVIII в. в Чуфут-Кале насчитывалось около 200 домов.
И когда Крым был присоединен к Российской империи, жители города начали покидать Чуфут-Кале, переселяясь в Евпаторию или Феодосии . Именно в первый из названных городов перенесли духовное правление караимов и их типографию. В середине XIX в. Чуфут-Кале окончательно остался без жителей. И понятно вроде: на плато не хватало ни земель для сельхозработ, ни воды, плюс еще и запрет на проживание в Бахчисарае был ликвидирован в 1783
Уже в XIX столетии развалины пещерного города становятся объектом внимания туристов и романтиков. Здесь побывали Александр Грибоедов, Адам Мицкевич, Василий Жуковский, Леся Украинка, Михаил Коцюбинский, Максим Горький, Алексей Толстой, Джеймс Олдридж. Это с пиьсменникив. Художники тоже бывали: Василий Крамской, Илья Репин, В.Серов, Е.Нагаевська и другие.
Наверное, им не пришлось выкладывать за смотрины руин большие деньги. Билеты в Чуфут-Кале - недешевые. В 2006 году. Просили 10 гривен со взрослого за вход, в 2007-м - уже 12. Но до журналистского удостоверения отнеслись с пониманием, за что работникам большая благодарность.
За несколько часов мы облазили большую часть пещер, видели кенасы, ворота Орта-Капу и усадьбы Фирковича (1787-1784) и "Чал-Борю" (Седой волк, XVIII в.), Колодец, судилище, валы и хозяйственные помещения ... табличек на объектах хватает, так что и сами все прочитаете. :) А пока смотрите картинки.