Список мирового наследия ЮНЕСКО - своеобразный знак качества архитектурных и природных памятников. Зальцбург в списке по праву, и его замок - тоже. Я видела немало крепостей и наших, и зарубежных, поэтому могу почти смело и без оглядки на источники утверждать Хоэнзальцбург - огромная, роскошная, импозантная и о-о-очень интересная крепость. Будете в окрестностях - не пропустите. : О)
А источники лишь утвердительно кивают: не крупнейшие европейские фортификации, которые сохранились со Средневековья почти без изменений. Ни разу не подчинены врагом! (Источники немного привирают: войска Наполеона взяли Хоэнзальцбург без боя. Своеобразный французский аншлюсса).
Еще с XIX в. в крепости действует музей. Его буду рекомендовать и нахваливать: стоит визита! Там каждый найдет что-то по своему вкусу: "Мир марионеток" для детей и женщин (последних также заинтересует золотой и серебряный старинный посуда), большая экспозиция, посвященная Первой мировой - для милитаристов, средневековые своды - для готов, причудливые орудия пыток и пояс верности - для любознательных, музыкальные инструменты, звук каждого из которых можно послушать - для музыкантов, а экспозиция оружия в виде нападающих на туриста бесплотных рыцарей - ну это просто супер-хит для всех.
Название крепости переводится как "Высокий Зальцбург" буквально, а уже сам Зальцбург - "соляное укрепленный город", вы и так, наверное, знали.
Добираться на крутенько горку (120 м) можно двумя путями (местные, может, знают еще двадцать два пути, но мы не местные): фуникулером за 5 евро с носа - или пешком. Мы шли пешком. Мы жадные. Хотя фуникулер антикварный, с 1892
К замку толковых указателей я не видела: а зачем там указатели, он же Хоэнзальцбург, сверху! А вот на фуникулер указатели ведут (ein bahn или как-то так) - а мимо уже и пешую тропу видно.
За сам вход придется выложить по 7 евро за человека. Если вы таки не цените физические упражнения и выбрали фуникулер - билет будет на несколько евро дешевле.
Вот еще полезная информация: Замок работает с середины марта до середины июня с 9.00 до 18.00, с середины июня до середины сентября с 8.30 до 20.00, в зимнее время - с 9.00 до 17.00.
Планировать на крепость стоит не менее 2-3 часов.
Tel: + 43-662-84-24-30-11 Fax: + 43-662-84-24-30-20
Которые многие наши закарпатских замков , Xоензальцбург лежал на своеобразном "соляном пути". Только в данном случае путь лежал НЕ Тисой, а с Понгау (Pongau) в Пинцгау (Pinzgau). Звучит как имена клоунов начала ХХ века, но так уж правда.
Белое золото Средневековья ценилось дорого и следить за ним надо было внимательно: всем товар такой нужен, еще украдут. Видо кто украдет: баварцы! Раз за разом эти земли нападают, никак им в Мюнхене не сидится, несмотря на вкусное пиво ... Так же вблизи солекопален еще в 1077 сводится первоначальная крепость. Достаточно скромная: вам покажут ее макет в одном из музейных залов. Рядом еще с десяток макетов - все строительные этапы мощной сооружения. Но начиналось все с деревянного частокола и скромной церквушки на его территории. Появление храма закономерна: замком долгие века занимались зальцбургские архиепископы, и именно по приказу одного из них, Гебхарда И, крепость и возникла. Именно третий год шла борьба за инвеституру (не ужасайтесь, так называются разборки между светскими правителями и клиром, когда каждый тянет на себя одеяло с ленных наделов и других феодальных приятностей). Дело Гебхарта продолжил архиепископ с не менее звучным именем Конрад I (1106-1147). Далее крепость строили уж на грани XV i XVI веков.
С первобытных времен сохранился романский дворец на территории Хоэнзальцбург: надо же было клирикам где жить во времена крестьянских бунтов.
По неприступную крепость над рекой Зальцах какой ее знают миллионы современных туристов надо благодарить архиепископу Леонгарду фон Койчихе (1495-1519). Портреты всех этих воинственных клириков висят ровно над макетами. Даже если напыщенные дяди в красном вам не очень интересны, вам придется запомнить каждого в лицо: пока все прослушают длинную рассказ об этой зала по аудиогид, надзиратель за группой (это, как правило, девушки) в другие помещения вас не выпустит. Пытки, макеты, орган и подъем на вершину замка - только под присмотром. Далее ходите как хотите.
На вершине замка летом, наверное, сказочно, а вот зимой, среди снега снизу и снега сверху, с неба, было довольно неуютно. Аудиогид как на то медленно и важно пересказывал историю каждого дома, который виден с башни. Видно оттуда, на минуточку, ВСЕ дома по сторонам. А город немалое. Не дослушав, бежала в коридор: пусть без отопления, но и без ветра со снегом. Так что путешествие на башню - очень на любителя.
Ценными экспонатами Хоэнзальцбург является, на мой взгляд, несколько уцелевших итрерьерив эпохи поздней готики. В Рыцарской зале (1536) сейчас проходят концерты. Рядом замечательная Золотой зал (с роскошной средневековой кахлоевою печью, интересной деревянным потолком, много украшенными дверными порталами и достаточно скромным туалетом. Туалет скворечником нависает снаружи над крутыми стенами, а вместо слива - простая дырка. Все одно из ТОГО стороны стен свои не ходят , а врагам так и надо).
В едва ли не самой башне замка сохранился один из немногочисленных органов под открытым небом - "Зальцбургский бык". Его тоже покажут во время экскурсии. (Ну как покажут - вам указывать дорогу, а саму экскурсию вы слушать с аудиогидом на выбранном языке. Украинская нету. Учите иностранные). Бык - один из символов Зальцбурга, и его изображение вам еще встретится в крепости. Более того, рогатый коровка-скульптурка ждать вас во внутреннем дворике неподалеку туалетов.
Будет еще камера пыток, в которой никогда никого не допрашивали, потому что в крепость не заседал суд, а без суда тортуриты людей нельзя. Все эти кандалы, колеса и другие ужасы выставлялись только для запугування. Психологическое оружие, короче. К настоящему моменту - не слишком эффективна.
Надо еще и обойти всю крепость, не так просто: по территории она не намного меньше мой родной Старый город. Запомнить названия всех башен, ворот, рвов и мостов сможет только безумно влюблен в фортификации турист: слишком много здесь линий обороны понастроили за 900 лет существования крепости. Уже во времена Тридцатилетней войны таких линий было три (благо не 30). Нижний и верхний бастион Ноннберг, форт Росс, башня Гаер, бастион Хазенграбен - старинные названия сыпаться на вас с путеводителей и бесплатных буклетик ... И без чужой помощи понятно: внутренняя часть крепости, цитадель с круглыми башнями, была найукрипленишою ее частью. На территории цитадели были собственные пекарня и кузница. Вырыть в скале глубокий ров - тяжелый труд тысяч крестьян. А подъемный мост, который будет проходить недалеко от входа, стационарным стал лишь в 1835 г.. Читала, что в бастионах сейчас действуют гостиницы - может быть, но мы видели только несколько ресторанчиков.
Как и в нашем Паланка , Всю растительность с замковой горы ежегодно начисто вырубали: враг не имел шансов подойти незамеченным. Сейчас гора так же лиса: во-первых, так фотогеничнише, во-вторых ... А первого хватит. : О).
Архиепископам, казалось бы, место не в крепости, а в соборе - тем более он их сколько в городе внизу. Пушки и ряса мало совместимые, священникам лучше управляться с книгами, а не с мушкетами. Все так, но Зальцбург долгие века был именно что архиепископством - с сякой-такой автономией еще с XIII века. Архиепископы, которых называли здесь "черными князьями» (за цвет ряс?) Даже не отказывались от своих светских титулов - и все были графами или баронами.
Такой особый статус местные священники имели еще с 988 г.. (!), Когда уже могли чеканить собственную монету. Их владения простирались от реки Драу на юге Венской низины и востоке и долины Циллерталь на западе.
Только уже упомянутое бескровное захвата Хоэнзальцбург наполеоновской армией в 1800 г.. Поспособствовало окончанию тирании клириков: в 1803 г.. Последний зальцбургский архиепископ, а по совместительству еще и граф Иеронимус Коллоредо сложил с себя титул. Именно Коллоредо бесславно бежал от Наполеона, именно он все время мучав известного зальцбуржцам, некоего Вольфганга-Амадея, заставляя Моцарта вернуться из бесконечных разъездов по Европе на родину.
(Ну, мучают он может и мучав, но имел на то полное право: с 1771 Моцарт был на службе у архиепископа, получал за это сначала 150 гульденов, а затем и 500).
Вот тогда, в 1803 г.., Зальцбург впервые попадает в состав Австрии (тогдашней Священной Римской империи). Затем город становится ненадолго французским, затем - баварским (проклятые мюнхенцы добились своего!). Лишь в 1812 г.. По решению Венского конгресса Зальцбург окончательно стал австрийским.
Тот уже упомянутый скульптурный рогатый фетиш замка возле туалетов стоит там не просто так. Он материализует самый эфемерный историческую материю - легенду.
Говорят, в 1525 году архиепископ Зальцбургский Маттеус Ланг фон Велленбург со товарищи был вынужден в очередной раз уйти в Хоэнзальцбург: в городе вновь вспыхнул крестьянский бунт. То беглецы бежали в крепость так быстро, что о сьистне забыли, то осада города длилась дольше, чем думали клирики, и в крепости начался голод - и крестьяне уже со дня на день ожидали капитуляции ненавистного архиепископа. Архиепископ это понимал - и обратился к примитивной хитрости: единственного выжившего бычка ежедневно водили по замковых стенах, а перед тем ... красили его в разные цвета. (Ага, так краски, значит, было больше, чем хлеба?) Наивные крестьяне поверили в то, что еды в замке еще достаточно (а может, просто испугались синего или оранжевого теленка) - и 61-дневную осаду сняли. Счастливые же жители Зальцбурга торжественно отмыли животное в реке.
Так перевод объясняет прозвище зальзбурцив: Stierwascher, "мийщикы быков". Хотя, думаю, истинные корни этого прозвища значительно прозаичнее: я и сама часто наблюдаю, как в реках моют скот. Зальбурзци были ничем не лучше - и мыли коров в местных потоках.
Есть прозвище не только у жителей Зальцбурга, но и у самого города "дождевая яма". Справедливо: во всей Австрии было сухо и довольно тепло, а в Зальцбурге сугроб и мокрый снег без перерыва.
Есть еще архетипические легенды о длиннющие подземные ходы, ведущие от замка, но без этих переводов и крепость - не крепость.
За цвет ряс?
Ага, так краски, значит, было больше, чем хлеба?