Найдется тот, кто не помнит сказку о старую-престарезну фею, которую не пригласили на народин долгожданной доченьки короля и королевы ?! Не сходила колдунья уже много лет со своей башни, поэтому все были уверены, что ее давно нет в мире живых.
А она без приглашения пришла, не получила - как другие - ценного столовой набора, поэтому набажала младенцу сна на 100 лет с 16-летнего возраста после того, как уколется веретеном.
Самый известный вариант сказки «Спящая красавица» ( «Зачарованная красавица») - который опубликовал еще в 1697 году француз Шарль Перро. Так же довольно распространенная редакция братьев Гримм из Германии появилась более чем через столетие.
Известный хореограф современности Раду Поклитару - основатель и художественный руководитель театра «Киев Модерн-балет» - углубился еще дальше в историю создания одной из самых популярных в мире сказок и, как всегда в своем творчестве, додумал новых героев и изменил судьбу классических персонажей.
В «Спящей красавицы», премьера которой состоялась в Киеве 23 мая, злая колдунья - молодая претендентка на сердце короля, которую он пренебрег выбором другой; придворных заменили фантастические звери; а Аврора проспала не 100 лет, а к началу ХХ века.
Основой для постановки стала первая в истории европейской литературы двухтомный сборник сказочного фольклора «Сказка сказок» (1634 и 1636 годы) неаполитанского писменника Джамбаттиста Базиле. Одна из 50 новелл из тех старинных - о спящей заколдованную красавицу.
Первым, кто поддержал намерение хореографа Раду Поклитару взяться за постановку гранд-балета «Спящая красавица», был посол Швейцарии в Украине Гийом Шойрер, поклонник его творчества. Гийом Шойрер замечает, что одна из причин реализации украинского-швейцарского проекта: украинские корни композитора Петра Ильича Чайковского, чей балет «Спящая красавица», представленный в 1890 году, занял выдающееся место среди мировых шедевров балетного искусства.
Кстати, когда впервые задумывался показ в Императорском театре ХIX века, было озвучено пожелание добавить сказке Шарля Перро балетного шарма времен Людовика XIV, чтобы она понравилась французским послам.
«Невозможно устоять перед ослепительной великолепием этой фантастической музыки - гений композитора дарит вдохновение хореографам и захвата зрителям вот уже 128 лет. Не удержался и я », - констатирует Раду Поклитару.
«Спящая красавица» в репертуаре театра «Киев Модерн-балет» завершает балетную триаду Петра Чайковского. Интерпретацию «Щелкунчика» показывают с 2007-го, «Лебединого озера» - с 2013 года. (Обе постановки отмечены премией «Киевская пектораль»).
Новый мир «Спящей красавицы» вырисовывала известная художница-сценограф из Швейцарии Марианн Холленштайн. Ее картины представлены во многих европейских галереях, она создает декорации для оперы, балета и драматического театра в Швейцарии, Германии, Греции, странах Африки и Израиле. Ее последней работой, к киевской, была классическая «Спящая красавица».
«Но первое, что она мне сообщила:« Это будет совсем другой балет, никаких барочных замков, никаких арок на сцене », - говорит Раду Поклитару. И добавляет: «Я очень доволен результатом сотрудничества».
«В декабре прошлого года позвонил Раду Поклитару и предложил делать костюмы для двоактного балета», - рассказывает Дмитрий Курята, руководитель отдела стиля одного из отечественных телеканалов. Он создавал костюмы для всех постановок номеров Раду Поклитару в девяти сезонах шоу «Танцуют все». И присоединился к дизайну костюмов многочисленных образов в трех одноактных работах «Киев Модерн-балета»: «Женщины в ре миноре» и «Долгий рождественский обед» (премьеры 2014), а еще «Вверх по реке» (2017 )
Дмитрий Курята признается, что пару недель был в коллапсе: не знал, как воплощать замыслы Раду Поклитару. Затем до середины января согласовали эскизы. Уже в феврале начали делать костюмы для всех и маски по особой технологии папье маше - для мифических существ, живущих только в этом спектакле: феникса, октопуса, козлотура ...
«И пусть двор светлейшего монарха в нашей« Спящей красавицы »- это не льстивые царедворцы, а невероятные фантастические создания, а молодой король находит свою спящую принцессу не из 100, а через 800 лет - неважно. Главное то, что наш спектакль, как и ее классическое первоисточник - это гимн настоящему, всепобеждающей любви »- говорит Раду Поклитару.
Любовный треугольник «король Флорестан - фея Карабос - волшебная Клеманс» подталкивает к тому, что ребенок любви Аврору закайданять и закроют в девичьей спальни для ее же блага, чтобы не укололась шипами красной розы ...
А потом она противитиметься попыткой выдать ее замуж. И Карабос осуществит свое пророчество. Аврора проснется через 800 лет. И сказка будет, кто бы сомневался, с другим финалом, чем у Шарля Перро ...
Главные роли на премьере балета 23 мая и днем ранее на предпремьерном показе выполнили Аврора - Екатерина Глоба (Елена Салтыкова), Дезире - Илья Мирошниченко (Артем Шошин), король Флорестан - Андрей Чаплик (Дмитрий Кондратюк), королева Клеманс - Ксения Якушенко (Ольга Онищенко), фея Карабос - Ольга Онищенко (Галина Кондратюк), кавалер-красавец - Артем Шошин (Илья Мирошниченко), кавалер Толстый танцовщик - Мишель Фондю (Игорь Волошин) и другие.
Сначала «Спящую красавицу» Раду Поклитару показали, как и дебютную спектакль «Киев Модерн-балета» в 2006-м, на сцене Театра имени Франко. Буквально за пару недель ее успели увидеть на юбилейной «Мельпомена Таврии» в Херсоне и Николаеве. Ближайшие показы в завершение театрального сезона - 26 июня в Киеве и 9 и 10 июля в Одессе. На лето запланирована премьера спектакля в одном из городов Швейцарии, а также на хореографическом фестивале в Беларуси.
Найдется тот, кто не помнит сказку о старую-престарезну фею, которую не пригласили на народин долгожданной доченьки короля и королевы ?