Усилиями Игоря Ренькаса Каневский железнодорожный мост может получить статус памятника истории местного значения. В этот четверг будет приниматься решение в сессии городского совета.
Проект ришенння Каневского городского совета:
О памятнике истории местного значения
Согласно п. 37) 1 ст. 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», во исполнение ст .. 14 Закона Украины «Об охране культурного наследия», учитывая обращение Шевченковского национального заповедника от 24.11.2011 №338 каневская городская советов
РЕШИЛ:
- Признать часть сооружения Каневского железнодорожного моста памятником истории местного значения и поручить управлению градостроительства и архитектуры исполнительного комитета (Черешнев Д.М.)., Отдела культуры и туризма исполнительного комитета (Труфанова А.Г.) сделать представление в центральный орган исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия о внесении объекта культурного наследия - части сооружения Каневского железнодорожного моста в Государственный реестр недвижимых памятников Украины по категории - памятник истории местного знач ния.
- Организацию выполнения решения поручить заместителям городского головы Ренькас И.А. и Чиж В.М.
- Контроль за выполнением данного решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по вопросам образования, духовности, культуры, туризма, молодежи, спорта; СМИ (Голда Н.А.)
мэр
В.В.Николенко
С давних времен в районе Канева был брод через Днепр, который, по древнерусским летописям, в особо засушливые лета настолько мелел, что можно было перегнать стадо овец с Левого берега на Правый. Поэтому не случайно, по одной из версий название нашего города переводится с тюркских языков как «ханский перевоз». В конце XIV в., Когда Канев входил в состав Великого княжества Литовского, по Днепру через город проходил важный торговый путь, по которому в северных и западных стран шли товары из Аравии, Индии, Сирии, Турции - золото, шелк, пряности. На Днепре действовала переправа для купеческих караванов. В эпоху казачества (XVI-XVII вв.) Канев был большим торгово-ремесленным центром, а наличие рядом с ним удобной переправы оказывала городу особенно важное значение. [1]
1808 был составлен генеральный план Канев, по которому основными въездными магистралями в город были 1) дорога в Киев, проходившей вдоль реки Канивкы, 2) дорога на Богуслав - по современной ул. Киевской, 3) дорога к переправе через Днепр в Полтавскую губернию - на месте современной ул. О. Кошевого. [2]
1905 года в Каневе через Днепр была построена паромная переправа в Полтавскую губернию [3], а также действовала пристань.
Когда был построен Каневский стратегический мост точно не известно. Но есть достаточно разрозненную информацию о его существовании в 1919 и 1920 годах. Так, с августа 1919 и до конца этого же года у власти в Каневе была Деникинская армия: деникинцы сбрасывали пленных красноармейцев в Днепр с моста. В 1920 году, когда в Каневском уезде окончательно была установлена Советская власть, перед ревкомом появились первоочередные задачи: ремонт дорог, которые после военных действий были в ужасном состоянии; восстановление телефонной связи и др. Но среди первоочередных задач - вопрос по ремонту моста: «... Принять меры против разрушения стратегического моста в Канев весенним ледоход ...», -отмечал в своем докладе Каневском уездном съезда крестьянских и рабочих депутатов, который состоялся 26.04.1920 года, председатель уездного Совета народного Хозяйства тов. Гусев. В этом году было осуществлено текущий ремонт моста. [4]
Поездом 1929-1933 годов, в связи со строительством железной дороги сообщением Мироновка-Золотоноша, в Каневе строятся железнодорожный вокзал и железобетонный мост. [5]
Из архива местного краеведа И.Сорокопуда узнаем об открытии Каневского железнодорожного моста. Информацию об этом событии было размещено на страницах газет «Социалистическая победа» от 24.07 1932 года по №11 (25): «Сегодня через реку Днепр соединен Канев с Золотоношей железной дороге, открыто сквозное движение через Днепр из Канева в Золотоноше. К 1 января 1933 сомкнуть рельсы Канева с Мироновкой! .. ». Кроме этого, начальник строительства колеи Золотоноша-Мироновка тов. Онуфриев пишет: «Мост через Днепр строили 1,5 года, вложив в строение 2 млн. М3 грунта, 80000 м3 камня и 100000 метров лозы ...» [6]. Работая на строительстве, местные жители получали за свою работу немного пищи, что позволяло выжить во время Голодомора 1932-33 годов.
Летом 1941 года по Каневской земли проходил левый фланг оборонительных рубежей Киева. Фашисты рвались к переправам через Днепр, и одним из важнейших стратегических объектов, мог обеспечить успешное наступление врага, был Каневский железнодорожный мост. Поэтому именно на Канев противник бросил значительные силы: в этом районе наступали первая танковая группа генерала Клейста, дивизии 6-й полевой армии, а также авиация. Им противостояли дивизии 26-й армии Юго-Западного фронта под командованием генерала Ф. Я. Костенко. Ценой больших потерь в живой силе и технике противнику удалось оттеснить войска 26-й армии в Канев. Наш город подвергся бомбовых ударов фашистской авиации еще с первых дней войны, были нацелены на подходы к важного стратегического объекта - Каневского железнодорожного моста. Об обороне моста в августе 41-го писал корреспондент «Комсомольской правды» Аркадий Гайдар в очерке «Мост» [7]
Итак, главный удар по каневском плацдарма враг нанес со стороны железнодорожного моста. Против свежих сил 94-й пехотной дивизии под командованием генерал-майора Пфейфера и мотодивизии СС «Викинг» боролись 97-ю дивизия полковника Ф.М. Мальцева. Силы были неравны: фашистские войска насчитывали 16 тыс., А численность 97-й дивизии вместе с усилением - 2000. Неоценимую помощь боевым подразделениям оказывал бронепоезд №56 (командир П.К.Ищенко), непрерывно курсировал вдоль линии обороны. В критические минуты ему на выручку спешили бронекатера «Смоленск», «Верный», «Передовой», которые с Днепровских вод обороняли подходы к мосту. «Смоленск» направлял артиллерийский огонь на Винаров долину, а «Верный» - на Довжик, благодаря чему наступление врага несколько приостанавливалось.
Непрерывная кровавая битва за Каневская переправу продолжалась с 13 до 16 августа. Враг нес огромные потери в живой силе и технике, но ничто не могло остановить его на пути к переправе. Поэтому части Красной армии спешно переправлялись на левый берег. Железнодорожный мост через Днепр в районе Канева был взорван специалистами НКВД. Конечно, такие действия позволили задержать вражеское наступление на определенное время. Но с уничтожением моста были брошены на произвол судьбы тысячи людей: красноармейцы, ранены и гражданское население, которые пытались переправиться на левый берег Днепра. Валки людей и техники, простирались от разрушенного моста до Пекари стали легкой мишенью для вражеской авиации.
Итак, Каневская железнодорожную переправу через Днепр, сообщением Мироновка-Золотоноша, было разрушено в августе 1941 года. Во время фашистской оккупации городов пытались восстановить, но работам помешали действия подпольной диверсионной группы. Сведения о деятельности диверсионной группы на восстановлении моста подаются в докладной записке члена ВКП (б) Каневской парторганизации Ситникова секретарю Каневского РК КП (б) У тов. Ткачу от 23 февраля 1945 г .: «... Кроме свидетельских показаний подтверждается, что Подпольная диверсионная группа, настроенная против нем [ецких] оккупантов, на строительстве моста существовала. За период существования группы последней было осуществлено следующее: 1. выведена из строя мотор катера, обеспечивавшего перевозку строительных материалов. 2. Затопленная баржа «Дуб» с болтами для решетовкы моста. 3. выведена из строя и затоплен понтон. 4. Из баллонов, предназначенных для автогенной резки ферм моста, выпускалы кислород.
Кроме этого в массовом масштабе и систематически проводились акты саботажа путем разбазаривания необходимого инструмента и спаивания спиртными напикамы представителей нем [ецких] властей на мосту. В результате проведенной группой Изложенное выше работы железнодорожный мост через реку Днепр восстановлен не был.
Наряду с этим указанной группой среди рабочих моста, рабочих, занятых на восстановлении железнодорожной ветки и местного населения проводилась агитационно-массовая работа путем распространения листовок с Первомайского приказом тов. Сталина и его обращением к партизанам и партизанского Отечеств [енной] войны, содержания оперативных сводок Совинформбюро. ... »[8]. По другим данным, городов все же был восстановлен, но только как автомобильный (информация нуждается в проверке).
В послевоенное время мост так и не было восстановлено, зато действовала паромная переправа (фото 1). После 1964 году, когда начала сооружаться Каневская ГЭС, городов восстановили: по нему подвозили строительные материалы с Левобережья (фото 2-3). Но с сооружением дамбы потребность в железнодорожном мосту отпала вообще, так он и остался стоять над днепровскими водами.
список источников
- Мицик Ю.А. Канев казацкий. Научно-популярное издание. - Канев: «Роден», 1997. - С.6.
- Историко-архитектурный опорный план и корректировка зон охраны г. Канев. Том 1 / Авторский кол .: Т.Д.Товстенко, Е.Е.Возинский, И.В.Гречина и др. - хоздоговорам 9/91 от 15.12.1992. - С.46.
- Канев через течение веков: Путеводитель / Сост. Т.М.Мациевська. - Черкассы: Брама-Украина, 2006. - С.74.
- ДАЧО. Р-190, оп.1, спр.18 (?), Л.27.
- Канев через течение веков: Путеводитель / Сост. Т.М.Мациевська. - Черкассы: Брама-Украина, 2006. - С.80.
- Архив И.Сорокопуда. Тетрадь №3. С.62.
- Гайдар А. Мост. Перевод Головко / Гайдар А. Сочинения. Том 3. - М .: «Молодежь», 1956. - С.208-213. - ШНЗ / КН-1920, А-1534.
- Архив И.Сорокопуда. тетрадь №7. С. 23-25.
Фото из архивов научно-исследовательского отдела Шевченковского национального заповедника «Канев от дани до современности»
справку составила
заведующий научно-исследовательского отдела
Шевченковского национального заповедника
«Канев от древности до современности»
О.М.Исаева